+7 708 973 06 68 +7 (727) 973 06 68
image

Как мы помогаем нашим клиентам

Если Вы цените свое время и средства, то компания «Mainstream Partners» может предложить Вам наиболее оптимальное решение для Вашего бизнеса - профессиональные услуги маркетинговых исследований, разработки бизнес-планов, дью-дилидженс (due-diligence) инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Мы не просто консалтинговая компания, мы центр развития бизнеса и исследований!

Наши преимущества >

image

Пилотные проекты Казахстана

Специалисты нашей компании занимают ведущие роли в разработке пилотных проектов в Казахстане - Линии рельсового скоростного транспорта в г. Алматы (ЛРТ), концессионного проекта строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), а также участвовали в проектах финансируемых ЕБРР, Европейской комиссией, ЮСАИД и др.

Наши проекты >

image

Финансовые модели «Мастер проектов: бюджетный подход»


«Mainstream Partners» предлагает уникальный продукт - «Мастер Проектов: Бюджетный подход» - компьютерную модель на базе Excel для оценки эффективности инвестиций, подбора оптимальных схем финансирования проекта, а также расчета критических значений ключевых исходных параметров.

Подробнее >

image

Почему доллар растет: вопрос номер один

“MAINSTREAM PARTNERS”
Аналитика и публикации, декабрь, 2015

Пожалуй, вопрос о снижении ценности местных валют и о том, в чем его причины и что ждет дальше можно смело отнести к одному из самых популярных и волнующих вопросов в 2014 и 2015 гг. во многих странах мира.

Плюсы и минусы: как с этим жить? Существуют разные экспертные мнения на этот счет, при этом в выступлениях некоторых финансистов в СМИ звучит идея о том, что нам просто надо приучаться жить в нашей валюте, хватит мыслить долларами. Другие отмечают плюсы для тех, у кого есть достаточная ликвидность в национальных валютах и о дополнительных возможностях для тех, кто собирался приобретать ценные бумаги местных компаний. Третья точка зрения, отражает, что ослабление местной валюты создает дополнительные выгоды для компаний, которые зарабатывают в долларах, а тратят в местной валюте, закупая сырье, энергоресурсы, выплачивая заработную плату работникам.

Нельзя не согласиться с тем, что для этих категорий бизнесменов, действительно, открываются новые возможности на фоне падения рынка недвижимости, автоиндустрии и др. А как себя чувствует в этой ситуации малый бизнес, насколько он готов перестроиться, чтобы научиться мыслить в местной валюте?

Очевидно, что на фоне спада покупательной способности населения, получающего заработные платы в местной валюте, потребительские товары импортного производства, а параллельно с ними и товары местного производства по разным причинам становятся все менее доступными ввиду роста цен. Здесь на практике проявляется основной закон саморегулирования рынка, известный как закон «невидимой руки», когда производители и поставщики реагируют на рыночные сигналы снижения или увеличения спроса со стороны населения путем сокращения или увеличения объемов производства, а затем и увеличения или снижения цен. Например, в России, социологические опросы показывают поступательное сокращение расходов населения.

В первую очередь снижение ценности местной валюты сказывается на расходах на отдых и развлечения. Так 26% жителей России в 2015 г. планируют сократить расходы на туризм ввиду сложной финансовой ситуации [Е.Викторова https://ufirms.ru/news/russia/rossiyan-v-godu-sokratyat-rashodi-na-puteshestviya-opros.html]. Также исследования компании Deloitte показали, что россияне планируют сократить расходы на праздники на 6,96% в сравнении с 2014. В Греции снижение составит 8,6%, в Португалии 5,55%, Италии 3,08%. А в среднем в Европе снижение расходов на Winter holidays оценивается экспертами в 0,28% к уровню 2014 г. [Журнал «Наши деньги» http://www.dengiekat.ru/news/165/4823/].

Интервью с представителями FMCG-сектора, проведенные нашей компанией (МР) показало, что менеджеры торговых сетей объективно оценивают снижение потребительской активности и высказывают мнение о необходимости сдерживания роста цен, так как для поддержания привычного уровня потребления, покупателям приходится использовать сбережения. Несомненно, в такой ситуации меняются и стандартные представления о среднем классе.

Как мы уже отмечали, выгоды в сложившейся ситуации получают те, кто зарабатывает в иностранной валюте, ценность которой растет. В основном это экспортеры, которые продают свои товары за иностранную валюту.

Нефть и доллар … «два веселых гуся»?! Не секрет, что валютные резервы большинства стран современной экономической системы формируются из наиболее стабильных валют, как, например, доллар США. Также перечень инструментов для вложения крупных финансовых институтов формируется из ценных бумаг компаний, имеющих высокие рейтинги, присвоенные большой тройкой рейтинговых агентств, а также гособлигациями стран со стабильными экономиками. Страны с развитыми экономиками (developed markets) занимают лидирующие позиции в глобальных рейтингах конкурентоспособности (GCI, WEF). В глобальном рейтинге Всемирного экономического форума первые 10 позиций в 2012-2013 и 2013-2014 гг. занимали Швейцария, Сингапур, Финляндия, Германия, США, Швеция, Гонконг, Нидерланды, Япония и Великобритания.

Как известно, США являются наиболее крупным инвестором, благодаря чему американские доллары получили широкое хождение во всех странах мира. Кроме того, США является вторым по величине после Европы (446,9 млн. тонн в 2014) потребителем сырой нефти (365,4 млн. тонн в 2014). В свою очередь, страны Ближнего Востока, страны бывшего СССР [приводится формулировка и данные British Petroleum Statistics Division] и Западной Африки являются крупнейшими экспортерами сырой нефти, которые экспортируют 850,1 млн. тонн, 294,8 млн. тонн и 213,9 млн. тонн соответственно. Напомним, что нефть сегодня, является сырьем как для топлива и смазочных материалов, производства полимеров, материалов для автомобилестроения, галантерейных изделий, бытовой и промышленной техники, так и парфюмерии, бытовой химии, посуды, гигиенической продукции и средств индивидуального ухода и т.д. Соответственно и потребляется нефти больше всего теми, кто производит больше товарной продукции, в производстве которой используется нефть, а как мы уже сказали, применяется она практически везде в сегменте непродовольственных товаров (Non-Food). Давайте рассмотрим, какие это страны?

Как показывают статистические данные British Petroleum, самым крупным потребителем нефти является США (19035 бар/сут в 2014), а вторым крупным потребителем нефти - Китай (11056 бар/сутки) – то есть крупнейшие мировые производители. Однако, как известно, купля-продажа китайской продукции осуществляется главным образом за доллары США. Таким образом, прослеживается тесная связь между ценностью валюты и ценностью продукции, которую на нее можно продать и купить.

Основной закон рыночной экономики. Как известно, согласно принципам доминирующей экономической доктрины классической и неоклассической экономики (mainstream) спрос рождает предложение, то есть тот, кто покупает, тот и определяет ценность или полезность товара в тот или иной конкретный период времени. Или, как следует из теории А. Смита, в рыночной экономике действует принцип «если мне что-то нужно от тебя, то тогда я должен произвести нечто, что нужно тебе и обменять это на то, что есть у тебя» [Паалберг Х. От Смита до Фридмана – о формировании современной западной экономической системы. – ЭНИИ НТИ и ТЭИ, Таллин, 1990. – с.6]. А для того, кто продает, ценность представляет не что иное, как денежный эквивалент его товара. Соответственно, чем меньше товара на рынке и чем более он необходим покупателям, тем более высокую цену будет готов за него заплатить покупатель. И наоборот. Один из апологетов идеи свободного предпринимательства и рыночной экономики Л.Ф. Мизес писал «капиталистическая свобода рынка не предполагает вознаграждения человека согласно его «подлинным» заслугам, неотъемлемым достоинствам и моральному совершенству. Не делает его процветающим и оценка его вклада с точки зрения «абсолютной» справедливости. Важна только оценка, даваемая ему его собратьями, которые, однако, применяют исключительно собственные мерки, исходя при этом из своих вкусов, желаний и целей. Именно в этом состоит особенность демократической системы рынка» [Мизес Л. фон. Антикапиталистическая ментальность. – Нью-Йорк: Телекс, 1992. – с.7.].

Как мы наблюдаем, в последние годы ввиду последовательно проводимой США политики урегулирования взаимоотношений со странами нефтепроизводителями, на продукцию которых ранее накладывалось эмбарго, как Иран и т.п., а также возобновление добычи нефти на собственных скважинах, способствовали увеличению объемов предложения нефти на рынке.

график объемов производства нефти в мире в 1990-2014 гг

Рис. Объемы производства нефти в мире, 1990-2014

В свою очередь по законам рынка, поставщики «черного золота» были вынуждены снижать цены, а для поддержки образовавшегося дефицита валюты, на которую они рассчитывали при прежнем уровне цен, продолжать наращивать объемы добычи. В период с 2004 по 2014 гг. объем добычи нефти увеличился примерно на 1,08 раза, при этом цены выросли на 1,9 раза. В частности, в 2014 средняя цена на нефть стран ОПЕК составляла 96,29 долл/бар, а уже в октябре 2015 г. 52 долл/бар, снижение цены с прошлого года составило 46%.

график изменения цен на нефть

Рис. Динамика цен на нефть стран ОПЕК, 1960-2014 гг.

Таким образом, после снижения цен на такой приоритетный товар, при сохранении спроса на доллары, автоматически происходит снижение ценности местной валюты стран экспортеров нефти, так как приток долларовой массы сократился, а спрос на него остался не прежнем уровне для поддержания объемов предметов целевого импорта. Соответственно, по тем же законам рынка, чем больше спрос, и чем товар дефицитнее, тем он дороже. Как известно, деньги в экономике являются таким же товаром, как и другие и служит эквивалентом для обмена стоимостями, поэтому и существует зависимость в международном обмене «товар-деньги-товар».

Чем выше стоимость денег, тем больше товара на них можно приобрести, чем ниже стоимость денег, тем дороже товар. Учитывая, что крупнейшим центром производства в мире является Китай, который также продает свои товары за доллары и, соответственно, аккумулирует долларовую массу и, одновременно, является вторым крупнейшим потребителем нефти, следовательно, он также получает выгоды от снижения цен на нефть и роста ценности долларов. Страны Европы и другие крупные потребители нефти также получают выгоды от снижения цен на нефть, соответственно и ценность их валюты и товаров, которые можно приобрести на их валюты также повышаются.
Что ожидать и что предпринимать. По прогнозам международных финансовых институтов в период 2015-2020 гг. цены на нефть будут находиться в коридоре 51-65 долл/бар в номинальном выражении [World Bank Commodity Forecast Price data, October 2015//http://knoema.ru/yxptpab/crude-oil-price-forecast-long-term-2015-to-2025-data-and-charts].

То есть, по оценкам международных финансистов, не стоит надеяться на внезапные колебания и возвращения к уровню цен 2012 г. Поэтому, рационально предпринимать, определенные действия для снижения зависимости ориентированных на нефте-доллары экономик от нефти как предмета целевого импорта. Как говорит народная поговорка, «кто платит, то и заказывает музыку», и как показал кризис 2008-2010 гг. первыми из него вышли страны с сильным внутренним спросом (Малайзия, Сингапур и др.) на производимую внутри этих стран продукцию. То есть, чем больше мы производим внутри страны и больше потребляем производимой нами же продукции, тем меньше мы зависимы от изменений на экспортных рынках. А сильное производство, ориентированное на внутренний спрос – это и рабочие места, и пополнение казны налогами, и управляемая инфляция.

Увеличение потребления нефти внутри страны для производства готовой потребительской и производственной продукции, позволит снизить объемы экспорта на рынки крупных потребителей и, соответственно, стимулировать повышение спроса на данный продукт и его ценность и укрепит местные валюты. Большое значение, например в Казахстане, может иметь практическая имплементация идеи развития кластеров, инициированная Правительством. По сути, на практике она означает, что для устойчивого развития предприятия должны иметь сильные межхозяйственные связи, как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях. Например, при производстве обуви, при наличии необходимого сырья, в стране из нефти можно производить все элементы, начиная от синтетических ниток, подошвы, супинаторов, верхней части и заканчивая шнурками.

В этом случае, себестоимость изделия будет определяться не спекулятивным образом, а исходя из стоимости рабочей силы, материалов и энергоресурсов и способствовать углублению реализации идеи «всеобщего производства», анонсированной и реализуемой Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым.
Р.А. Андруцкий M.Sc.


Выгодное предложение

Программа "Мастер-проектов: бюджетный подход"

Отправьте заявку Online

Новости компании

Поддержка казахстанского производителя высокотехнологичной одежды и получение гранта в НАТР увенчались успехом

Mainstream Partners успешно поддержали ТОО «КазСПО-N» - казахстанского разработчика и производителя высокотехнологичной спортивной одежды, один из брендов известен, как ZIBROO, соответствующей самым современным стандартам

Подписано соглашение для привлечения инвестиций из Сингапура

Первая встреча Mainstream Partners и ТОО «Link Invest Capital» состоялась в конце августа 2016 г. Итогом переговоров явилось установление сотрудничества по инвестиционным и консалтинговым проектам.

Mainstream Partners приняли участие в конференции Invest Pro 2016 в Алматы

По приглашению компании Bosco Conference руководство компании Mainstream Partners приняли участие в 4-й ежегодной международной b2c конференции InvestPro, Kazakhstan, Almaty 2016, которая состоялась 21-22 сентября в Алматы, в InterContinental Hotel.

укажите свой номер телефона

Мы вам перезвоним